Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Рощинская средняя общеобразовательная школа" (МБОУ "Рощинская СОШ")
п. Роща Уярский район, Красноярский край
  • Всероссийский конкурс «Вектор качества образования»

    Качество образования сегодня напрямую зависит от уровня профессионализма как отдельно взятого педагога, так и всего педагогического коллектива в целом. И здесь ключевое место отводится выявлению актуального уровня профессиональных компетентностей каждого педагога и выявления его профессиональных дефицитов, которые препятствуют достижению высокого уровня результатов.

    Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что профессиональные компетенции педагога воплощаются в образовательных результатах обучающихся, а профессиональные дефициты педагогов становятся причиной возникновения образовательных дефицитов обучающихся.

    Организуя работу с результатами исследования уровня профмастерства, мы столкнулись с проблемой неприятия учителями собственных профессиональных дефицитов, которое выражается:

    • в низком уровне мотивации повышения квалификации или самообразования;

    • в отрицании существующих проблем и отказе изменять или совершенствовать свою деятельность;

    • в поиске всевозможных причин, оправдывающих низкие образовательные результаты обучающихся, кроме собственных…

    Целью настоящей работы является оценка возможности использования проблемно-аналитической игры как эффективного инструмента в самоопределении актуального уровня профессионального развития педагога.

    Для достижения данной цели был определен ряд задач:

    1. Определение актуального уровня профессионального развития педагогов и выявление наиболее распространенных профессиональных дефицитов педагогов (свойственных более чем 30 % педагогов) через анализ образовательных результатов обучающихся.

    2. Разработка и проведение проблемно-аналитической деловой игры, направленной на выявление проф.дефицитов педагогов в измененных условиях.

    3. Проведение рефлексивной оценки эффективности проведенной игры для самоопределения актуального уровня профессионального развития каждого педагога.

    В качестве примера были изучены профессиональные компетенции педагогов в области организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которые рассматривались в двух аспектах:

    через анализ образовательных результатов, проявленных обучающимися в ходе защиты итоговых индивидуальных проектов;

    через участие учителей в проблемно-аналитической деловой игре, обеспечивающей создание ситуации, в которой педагогам необходимо было проявить имеющиеся проектно-исследовательские компетенции.

    Анализ образовательных результатов детей выявил трудности в области формулировки проблем, постановки целей исследования, поиска оптимальных методов исследования, оценки эффективности выбранных методов, учета рисков, препятствующих получению продукта проекта.

    Следовательно, подобные трудности могли возникнуть и у педагогов. Для того, чтобы это выяснить, было решено создать ситуацию, в которой педагог на практике сможет ощутить область своего незнания. Ведь, когда обучающиеся показали низкие образовательные результаты, и администрация указала учителю на его профессиональные дефициты – это одно, а когда педагог попадает в условия, где необходимо продемонстрировать определенные компетенции, которых у него нет – это другое…

    Для этого в систему методической работы были внедрены проблемно-аналитические игры как групповой метод оценки личностно-профессиональных качеств педагогов, который может выступать как в качестве самостоятельного инструмента оценки, так и может дополнять другие инструменты оценки, и даже может выступать инструментом развития педагога.

    Гибкость данного метода позволяет вписать его в любую организационную деятельность, связанную с диагностикой и оценкой любых профессиональных компетенций. Преимущество данной методики заключается в том, что эксперт, проводящий оценку, может наблюдать непосредственную спонтанную деятельность оцениваемых, в которой одни проявляют интерес к собственным проблемам, другие демонстрируют свою просвещенность в данном вопросе. Объективность оценивания здесь обусловлена тем, что к такой игре невозможно подготовиться, а в контексте игры проявляются реальные качества человека.

    В ходе деловой игры педагоги смогли оценить собственный уровень профессионализма в области организации проектно-исследовательской деятельности и осознать (принять) собственные профессиональные дефициты в этой области.

    В игре приняли участие 11 педагогов, что составило 68% от общего коллектива. Им было предложено создать собственный методический проект по одному из представленных ими самими проблемных направлений работы школы, среди которых были такие, как:

    • эффективное применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе;

    • организация оценочной деятельности обучающихся на уроках (самооценка и взаимооценка);

    • система оценивания педагога;

    • неудовлетворительные результаты ВПР по предмету, демонстрируемые более 2-х лет подряд;

    • неудовлетворительные результаты ОГЭ и ЕГЭ по предмету, демонстрируемые более 2- лет;

    • качество реализации курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»;

    • отсутствие результатов участия школьников в олимпиаде по предмету;

    • профессиональное выгорание;

    • многозадачность в работе учителя и классного руководителя;

    • качество организации образовательной деятельности обучающихся с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости;

    • низкая мотивация педагогов к инновационной деятельности;

    • вовлеченность родителей в образовательную деятельность обучающихся;

    • низкая познавательная мотивация подростков;

    • и т.п.

    Исходя из представленных направлений, педагогу предстояло подготовить проект в течение одной четверти и представить результаты проекта на Педчасе.

    В результате педагогами было подготовлено 10 проектов (трое педагогов сошли с дистанции, даже не начав проект, сославшись на недостаток свободного времени или вовсе не объяснив причину).

    Оценка проектов проводилась экспертами (из числа педагогов, не принявших участия в игре, и членов администрации). Каждую проектную работу оценили по тем же критериям,  по которым оцениваются итоговые индивидуальные проекты 11-классников. Помимо того, на каждую проектную работу была составлена рецензия, отражающая степень сформированности/несформированности проектно-исследовательских компетенций у педагога и содержащая методические  рекомендации по ликвидации выявленных проблем.

    Такой подход обеспечил 100% вовлеченность всего педагогического коллектива в игру в роли участников или экспертов.

    Были выявлены личностные дефициты педагогов в области проектно-исследовательской деятельности, связанные в большей степени с постановкой проблемы и цели; планирования деятельности, направленной на достижение поставленной цели; формулировкой выводов, обоснованием и созданием продукта проекта, исходя из проблемы и цели.

    На основе выявленных дефицитов были составлены 10 ИОМов, из которых были реализованы в полном объеме 8. Положительная динамика в области профессиональных  и личностных качеств была отмечена как у педагогов, составивших и реализовавших ИОМ, так и у педагогов, которые не завершили участие в проектной игре. По нашему мнению, здесь повлияла вовлеченность педагогов в проектную игру, даже те, кто отказался готовить проект, были вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность в качестве эксперта.

    Кроме того, данный опыт показал положительные эффекты, заключающиеся в осознании учителями своих профессиональных дефицитов, определения четкого круга наставников и вовлеченности педагогов в инновационную деятельность.

    Таким образом, проблемно-аналитический метод выявления профессиональных и личностных дефицитов педагогов доказал свою эффективность.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике