Качество образования сегодня напрямую зависит от уровня профессионализма как отдельно взятого педагога, так и всего педагогического коллектива в целом. И здесь ключевое место отводится выявлению актуального уровня профессиональных компетентностей каждого педагога и выявления его профессиональных дефицитов, которые препятствуют достижению высокого уровня результатов.
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что профессиональные компетенции педагога воплощаются в образовательных результатах обучающихся, а профессиональные дефициты педагогов становятся причиной возникновения образовательных дефицитов обучающихся.
Организуя работу с результатами исследования уровня профмастерства, мы столкнулись с проблемой неприятия учителями собственных профессиональных дефицитов, которое выражается:
-
в низком уровне мотивации повышения квалификации или самообразования;
-
в отрицании существующих проблем и отказе изменять или совершенствовать свою деятельность;
-
в поиске всевозможных причин, оправдывающих низкие образовательные результаты обучающихся, кроме собственных…
Целью настоящей работы является оценка возможности использования проблемно-аналитической игры как эффективного инструмента в самоопределении актуального уровня профессионального развития педагога.
Для достижения данной цели был определен ряд задач:
-
Определение актуального уровня профессионального развития педагогов и выявление наиболее распространенных профессиональных дефицитов педагогов (свойственных более чем 30 % педагогов) через анализ образовательных результатов обучающихся.
-
Разработка и проведение проблемно-аналитической деловой игры, направленной на выявление проф.дефицитов педагогов в измененных условиях.
-
Проведение рефлексивной оценки эффективности проведенной игры для самоопределения актуального уровня профессионального развития каждого педагога.
В качестве примера были изучены профессиональные компетенции педагогов в области организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которые рассматривались в двух аспектах:
через анализ образовательных результатов, проявленных обучающимися в ходе защиты итоговых индивидуальных проектов;
через участие учителей в проблемно-аналитической деловой игре, обеспечивающей создание ситуации, в которой педагогам необходимо было проявить имеющиеся проектно-исследовательские компетенции.
Анализ образовательных результатов детей выявил трудности в области формулировки проблем, постановки целей исследования, поиска оптимальных методов исследования, оценки эффективности выбранных методов, учета рисков, препятствующих получению продукта проекта.
Следовательно, подобные трудности могли возникнуть и у педагогов. Для того, чтобы это выяснить, было решено создать ситуацию, в которой педагог на практике сможет ощутить область своего незнания. Ведь, когда обучающиеся показали низкие образовательные результаты, и администрация указала учителю на его профессиональные дефициты – это одно, а когда педагог попадает в условия, где необходимо продемонстрировать определенные компетенции, которых у него нет – это другое…
Для этого в систему методической работы были внедрены проблемно-аналитические игры как групповой метод оценки личностно-профессиональных качеств педагогов, который может выступать как в качестве самостоятельного инструмента оценки, так и может дополнять другие инструменты оценки, и даже может выступать инструментом развития педагога.
Гибкость данного метода позволяет вписать его в любую организационную деятельность, связанную с диагностикой и оценкой любых профессиональных компетенций. Преимущество данной методики заключается в том, что эксперт, проводящий оценку, может наблюдать непосредственную спонтанную деятельность оцениваемых, в которой одни проявляют интерес к собственным проблемам, другие демонстрируют свою просвещенность в данном вопросе. Объективность оценивания здесь обусловлена тем, что к такой игре невозможно подготовиться, а в контексте игры проявляются реальные качества человека.
В ходе деловой игры педагоги смогли оценить собственный уровень профессионализма в области организации проектно-исследовательской деятельности и осознать (принять) собственные профессиональные дефициты в этой области.
В игре приняли участие 11 педагогов, что составило 68% от общего коллектива. Им было предложено создать собственный методический проект по одному из представленных ими самими проблемных направлений работы школы, среди которых были такие, как:
-
эффективное применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе;
-
организация оценочной деятельности обучающихся на уроках (самооценка и взаимооценка);
-
система оценивания педагога;
-
неудовлетворительные результаты ВПР по предмету, демонстрируемые более 2-х лет подряд;
-
неудовлетворительные результаты ОГЭ и ЕГЭ по предмету, демонстрируемые более 2- лет;
-
качество реализации курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»;
-
отсутствие результатов участия школьников в олимпиаде по предмету;
-
профессиональное выгорание;
-
многозадачность в работе учителя и классного руководителя;
-
качество организации образовательной деятельности обучающихся с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости;
-
низкая мотивация педагогов к инновационной деятельности;
-
вовлеченность родителей в образовательную деятельность обучающихся;
-
низкая познавательная мотивация подростков;
-
и т.п.
Исходя из представленных направлений, педагогу предстояло подготовить проект в течение одной четверти и представить результаты проекта на Педчасе.
В результате педагогами было подготовлено 10 проектов (трое педагогов сошли с дистанции, даже не начав проект, сославшись на недостаток свободного времени или вовсе не объяснив причину).
Оценка проектов проводилась экспертами (из числа педагогов, не принявших участия в игре, и членов администрации). Каждую проектную работу оценили по тем же критериям, по которым оцениваются итоговые индивидуальные проекты 11-классников. Помимо того, на каждую проектную работу была составлена рецензия, отражающая степень сформированности/несформированности проектно-исследовательских компетенций у педагога и содержащая методические рекомендации по ликвидации выявленных проблем.
Такой подход обеспечил 100% вовлеченность всего педагогического коллектива в игру в роли участников или экспертов.
Были выявлены личностные дефициты педагогов в области проектно-исследовательской деятельности, связанные в большей степени с постановкой проблемы и цели; планирования деятельности, направленной на достижение поставленной цели; формулировкой выводов, обоснованием и созданием продукта проекта, исходя из проблемы и цели.
На основе выявленных дефицитов были составлены 10 ИОМов, из которых были реализованы в полном объеме 8. Положительная динамика в области профессиональных и личностных качеств была отмечена как у педагогов, составивших и реализовавших ИОМ, так и у педагогов, которые не завершили участие в проектной игре. По нашему мнению, здесь повлияла вовлеченность педагогов в проектную игру, даже те, кто отказался готовить проект, были вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность в качестве эксперта.
Кроме того, данный опыт показал положительные эффекты, заключающиеся в осознании учителями своих профессиональных дефицитов, определения четкого круга наставников и вовлеченности педагогов в инновационную деятельность.
Таким образом, проблемно-аналитический метод выявления профессиональных и личностных дефицитов педагогов доказал свою эффективность.